Main Menu

Возвращение домой

Год назад благодаря программе «Восстановление семейных связей» Национального общества Красного Полумесяца, а также Центру розыска и информации Российского Красного Креста  удалось установить место гибели и захоронения Жетешика Абилова, ушедшего на фронт из колхоза «Киргизский труд» Чуйского района советской Киргизии.

2     …С детства Бактыгуль Абилова любит читать. В располагавшемся возле  Токмока колхозе Мичурина (бывшем колхозе «Киргизский труд», ныне селе Масымкан), где  прошло ее детство, через дорогу от  дома Абиловых рос огромный  сад, где поспевали яблоки и груши разных сортов. Урожаи  выращивали такие огромные, что даже после того, как колхоз их собирал, на ветвях оставалось достаточно много плодов: жители складывали их в погреба и ели всю зиму. Особенно красив был сад весной: с расстояния он смотрелся сплошным бело-розовым облаком, но на самом деле каждая яблоня цвела по-особенному — в зависимости от сорта. Для Бактыгуль это было любимое время года: управившись с мамиными поручениями по хозяйству, она отправлялась в сад и готовилась там к устным урокам или читала художественные книжки.
Russland, Cholm, Bäume im Schnee     Она не знает, был ли сад во времена чон аты Жетешика (скорее всего, его посадили позже), но тягу к чтению, вполне возможно,  Бактыгуль унаследовала от него. Сколько помнит она себя, старшие в роду рассказывали, что Жетешик очень много читал и обладал особенным даром исцелять людей. У его имени, как и у многих кыргызов, интересная история. Табунщик Абил и девушка из богатого рода по имени Суураке полюбили друг друга и соединили судьбы. Но вот с детьми им не везло: 14 малышей появились на свет, однако все они умирали, едва открыв глаза. И вот, когда родился пятнадцатый, Абил и Суураке, завернули ребенка в одеяльце и вошли с ним в семь домов айыла — один за другим. Это старинный обычай: таким  образом судьбу вводят в заблуждение — как будто мальчик  родился  в другом доме. Вот поэтому и имя ему дали Жетешик — от выражения «семь дверей». Шел 1908 год. Юность Жетешика пришлась уже на советские годы, окончив  школу, он выучился на ветеринарных курсах и стал работать в родном селе ветеринарным врачом.
Russland, Cholm, Soldat vor Holzhäusern     Он ушел на фронт в числе первых: в конце июня 1941 года. К тому времени  у него рос двухлетний сын Советбек, жена  Жумакуль ждала второго ребенка. На сборном пункте колхоза, откуда отправляли мобилизованных, было оживленно: все думали, что начавшаяся война очень скоро закончится, что мужья и сыновья разобьют немцев и вернутся домой.
В июне-августе 1941 года во Фрунзе и Алма-Ате как раз формировалась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И. В. Панфилова. Жетешика Абилова определили в 1075-й стрелковый полк. По пути следования на  фронт он присылал домой письма. Из них семья узнала, что первые два месяца его подразделение проходило учебу в Узун-Агаче  под Алма-Атой. Всего  от Жетешика пришло 6-7 сложенных треугольником весточек. Последнюю получили в феврале 1942 года. Сейчас, к сожалению, этих писем уже нет — они затерялись, но Бактыгуль хорошо  помнит их. До войны  в школах Киргизии обучали писать на латинице, но девочка этого не знала и спрашивала у отца Советбека, почему чон ата выводил слова чужими буквами?  Некоторые слова она могла прочитать,  и у нее было сильное желание выучить этот язык, чтобы понять, о чем сообщал дедушка.
Советбек знал содержание всех писем наизусть. В последнем из них отец писал, что воюет в роте автоматчиков под Москвой,  что наши войска  бьют фашистов и те бегут.
…В 1945 году Жумакуль  сделала запрос в военкомат, и там подтвердили, что боец Ж. Абилов пропал без вести. В 70-х Советбек возобновил поиск дорогого человека. Он почти не помнил его, но долг памяти не давал покоя. «Наверное, отца разорвало бомбой на кусочки, и его не смогли похоронить», — делился он с родными горестным предположением. Однако все запросы не давали результата.
Russland, Cholm, Soldaten vor Hausruine     …Однажды Бактыгуль наткнулась в газете на публикацию о том, что Национальное общество Красного Полумесяца Кыргызстана тоже ведет поиск солдат, пропавших в годы Великой Отечественной войны, и иногда удается установить их судьбу. В 2014 году она обратилась в программу «Восстановление семейных связей», которую осуществляет это общество, к поиску присоединились также сотрудники Центра розыска и информации Российского Красного Креста, и через несколько месяцев пришел долгожданный ответ: установлено место захоронения Жетешика Абилова. Оказывается, он погиб на новгородской земле — возле деревни Пустыньки Холмского района, погребен в братской могиле в селе Камень на Холме.
Теперь, благодаря этой информации, опираясь на военные архивы, можно установить путь бойца Жетешика Абилова. В августе  1941 года 316-я стрелковая дивизия была направлена под Новгород, затем ее  погрузили в эшелоны и перебросили под Москву, где она заняла полосу обороны протяженностью 41 километр. 15 октября одна пехотная и три танковые дивизии фашистов пошли в наступление,  панфиловцы вступили в ожесточенные бои. 16-20 ноября они остановили продвижение противника на волоколамском направлении и заставили его повернуть назад. Это стало первым поражением германской  армии на советской земле, которое разбило миф о ее непобедимости. Зимой  1942 года, когда предположительно погиб Жетешик Абилов, панфиловская дивизия вместе с частями Красной армии воевала за освобождение новгородской земли.
…Холмский район находится на самом юге Новгородщины, гранича с Тверской и Псковской областями. Городок Холм, расположенный среди лесов и болот, считается одним из самых старинных  малых городов на земле Руси: ему более 500 лет. За свою историю он был дважды уничтожен: во время русско-литовской войны в конце XVI века и в годы Великой Отечественной  войны. Здесь бывал, путешествуя, писатель А. Н. Островский, который затем написал в своем дневнике: «Ходил по городу, который на редкость красиво расположен на холмах рек Ловать и Куния. Красота выше всяких похвал…» Останавливался в Холме проездом царь  Александр I  и другие великие люди.
В 1941 году фашисты  превратили город, являющийся транспортным узлом, в стратегический узел обороны и  буквально вгрызлись в холмскую землю, стараясь удержать ее во что бы то ни стало. Город несколько раз переходил из рук в руки. В январе 1942-го Красная армия окружила его, и несколько месяцев немцы находились в котле. Это было первое долговременное окружение  германских войск на Восточном фронте. Самым страшным испытанием для них стали холмские морозы: зимой они достигали 40-45 градусов, и даже в середине марта — 30 градусов. Бушевали снегопады и метели. Окончательно новгородщина была освобождена от фашистов только в  феврале 1944 г. Немало полегло тут наших бойцов. На территории Холмского района находится  27 воинских захоронений. В одном из них и покоится Жетешик Абилов.
В прошлый четверг, в день Курман айта, Советбек ата собрал в своем доме родственников, односельчан и справил  поминки по отцу, имя которого, пусть и через 70 с лишним лет, но вернулось из небытия. Теперь одна мечта  у семьи Абиловых — побывать на холмской земле, прикоснуться ладонями к могиле дорогого человека и передать тепло чуйской земли, которая никогда не забывала его…

Кифаят АСКЕРОВА.
Фото из семейного альбома Абиловых, а также —
германского корреспондента, сделанные в годы войны и размещенные на сайте
p-w-w.org.






Добавить комментарий